Экономическая политика

Экономическая политикаВ мае 1918 г. создается Комитет государственных сооружений первый орган по управлению строительством в общегосударственном масштабе. За 1918-1920 гг. было построено более 270 мелких электростанций общей мощностью 15,5 тыс. кет, около 3 500 км железных дорог, велись и некоторые другие строительные работы. В 1920 г. по решению IX съезда РКП (б) был разработан ленинский план электрификации России (план ГОЭЛРО), рассчитанный на 10-15 лет. План ГОЭЛРО, принятый в декабре 1920 г. VIII съездом Советов, наметил программу строительства 30 крупных электростанций общей мощностью 1,5-1,7 млн. кет, в том числе 10 гидроэлектростанций (Днепровской, Волховской, Свирской и ряда др.), а также развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства.

Это была широкая программа социалистического преобразования страны. В. И. Ленин называл план ГОЭЛРО второй программой партии.

Советский народ под руководством Коммунистической партии за 15 лет, т. е. к 1935 г., перевыполнил план ГОЭЛРО по строительству электростанций в 3 раза, по производству стали в 1,9 раза, по добыче угля в 1,74 раза. С переходом к новой экономической политике (1921 г.) происходит перестройка руководства государственным строительством.

В 1921 1922 гг. создаются первые государственные подрядные строительные организации в виде строительных контор: Госстрой, Мосстрой, Водоканал, Ювстрой (в Ростове), Укргосстрой (на Украине) и т. п. Однако в период восстановления народного хозяйства (1921 -1925 гг.) строительные работы выполнялись главным образом не подрядными организациями, а хозяйственным способом, так как строительные работы того времени были связаны в основном с восстановлением и ремонтом зданий и сооружений. Общая численность рабочих и служащих, занятых в строительстве, составляла в 1925/26 г. лишь 426,4 тыс. человек, что было значительно ниже уровня 1910-1913 гг. В связи с историческими решениями (декабрь 1925 г.) и борьбой за осуществление социалистической индустриализации страны резко возросли объемы нового промышленного строительства.