Организация и эксплуатация парка строительных машин

Современное строительное производство все больше превращается в комплексно — механизированный процесс выпол­нения строительных работ, в которых используется большой парк строительной техники: землеройной, монтажной, обще­строительной, дорожной, транспортной, погрузо-разгрузочной и др.

Общую потребность в строительных машинах, необходимых для комплектования парка машин строительного предпри­ятия, определяют суммированием потребностей в отдельных типах машин, предназначенных для выполнения каждого вида работ. Определение типа и марки машин, наличия у них смен­ного оборудования, величины главного параметра, производи­тельности и т.п. должно производиться на основе анализа объ­емов и структуры строительных работ, включенных в про­грамму строительной организации (конструктивные характеристики зданий и сооружений, виды и объемы работ, количество и дальность перемещения строительных материалов и конст­рукций, климатические, региональные и другие условия), спо­собов организации строительства (поточный, комплексный), форма эксплуатации и дальность доставки машин, режим их работы и др.

Состав парка и количество машин, необходимых для выполнения принятой программы строительных работ определя­ется одним из трех способов.

1. Расчет выполняется по нормативным расчетным показателям для составления проектов организации строительства на 1 млн.руб. строительно-монтажных работ.

Списочное количество строительных машин (М) для каждого вида работ определяется по формуле:

M = m*C*k ,

где: m — норма потребности данного вида машин на 1 млн.руб. строительно-монтажных работ, единицы главного па­раметра или штуки;

С — объем строительно-монтажных £абот, выполняе­мый собственными силами строительной организации, млн.руб.;

к коэффициент, учитывающий природно-климатические условия.

2. Потребность в строительных машинах определяется на основании объемов работу принятых способов механизации в проекте производства работ и эксплуатационной производительности машин или норм выработки машин, устанавливае­мых с учетом местных условий строительства.

Среднесписочное количество машин, требующихся для выполнения принятого объема работ за соответствующий пе­риод времени, определяется по формуле:

где: Q — объем работ данного вида в физических измерениях, шт., т, м , м , п.м.;

Пэкс — эксплуатационная производительность одной машины в физических измерениях объемов работ в час или ра­бочую смену, шт., т, м , м , п.м/час, смену;

Кисп — коэффициент внутрисменного использования работы машин;

Т — рабочее время одной машины за соответствую­щий период, час, смена.

3. Расчет производится по нормам затрат машинного времени на единицу выполненного объема работ в физическом измерении, изложенных в ЕНиР или ВНиг и принятых спосо­бов механизации в проекте производства работ:

где: Нвр — количество маш.-час на выполнение единицы объема работ в физическом измерении, маш.-час/ шт., т, м , м , п.м;

Т — время работы одной машины за соответствующий период времени, ч.

Для оценки использования парка строительных машин применяются следующие показатели:

■ коэффициент использования календарного времени машин(Кк) определяется отношением количества часов рабо­чего времени(Тк) вчасах одной среднесписочной машины к продолжительности соответствующего календарного периода времени в часах (Т)

■ показатель использованиямашин по времени(Кисп) определяется отношением фактической продолжительности рабочего времени (Тф) в часах одной среднесписочной машины к установленной продолжительности рабочего времени (Тр) в процентах

■ коэффициент использования внутрисменноговре­мени (Кв) определяется отношением количества часов полез­ной работы машин в течении смены (Тр.См) к общей установ­ленной продолжительности смены (Тсм) в часах

■ коэффициент сменности работы машины(Кем) оп­ределяется отношением количества часов работы одной сред­несписочной машины в день (Тр.фД) к общей установленной продолжительности смены (Тсм) в часах

■ показатель выполнения норм выработки машин(Кэ) определяется фактической эксплуатационной выработкой машин (ПЭф) за соответствующий период времени к установ­ленной на тот же период норме (Пэн), выраженной в процентах

Эффективное использование строительных машин и ме­ханизмов, надлежащий уход за ними и своевременный ремонт во многом зависит от организационных форм и методов управ­ления их эксплуатацией. Существующий парк строительных машин в основном сосредоточен на предприятиях строительного комплекса.

В зависимости от конкретных условий строительства, вида и размерности предприятия, объемов и структуры строительных работ эксплуатация строительных машин может осуществляться различными организационными формами.

1. Строительные машины и механизмы находятся на балансе небольших строительных организаций или их структурных подразделениях в прямом их подчинении, что по­зволяет достаточно оперативно ими управлять. Однако при такой форме эксплуатации машин возникает невозможность соз­дания условий их технического обслуживания и ремонта. В этих условиях нет экономической возможности создавать не­обходимую базу с наличием современного диагностического и ремонтного оборудования. Сервисное обслуживание машин в специализированных предприятиях повлечет за собой большое количество времени на диагностирование, ожидание, транс­портировку и самого обслуживания, что снижает показатель ее использования.
2. Строительные машины и механизмы находятся на балансе специализированных подразделений механизации (бывшие управления механизации, строительных трестов), входящих в состав крупных строительных организации. Такая форма эксплуатации строительных машин дает экономическую возможность создания собственной ремонтной базы, что обес­печивает надлежащее содержание строительной техники и эф­фективное ее использование. Подразделения механизации и общестроительные подразделения находятся в административ­ном подчинении у предприятия механизации, что обеспечивает оперативность использования строительной техники.

3. Строительные машины и механизмы находятся на балансе и в составе предприятий механизации (тресты механизации и самостоятельные управления механизации). Концентрация строительных машин, оборудования и механиз­мов в крупных предприятиях механизации обеспечивает эф­фективное использование парка строительных машин, внедре­ние новых средств механизации и наиболее прогрессивных способов производства работ, рост производительности труда и сокращение ручного труда в строительстве путем дальнейшего развития и повышения технического уровня механизации строительных работ, совершенствование методов технического обслуживания и ремонта строительной техники.

4. Строительные машины и механизмы на балансе лизинговых компаний, специализирующихся на сдачу в лизинг (аренду) однотипных машин (землеройных машин, авто­кранов, башенных кранов, средств малой механизации и т.п.) и универсальные (несколько типов машин).

Лизинговые компании дают возможность строительным организациям долгосрочного и краткосрочного использования строительных машин и техники для производства отдельных видов работ, сопровождая их услугами по техническому об­служиванию и ремонту, что избавляет строительные организа­ции от необходимости создания или развития эксплуатационной базы и наличия в составе своего парка машин на все виды выполняемых ими строительных работ.